02 / 02 / 2018
  • Публикации
  • Проекты

Будущее интеграционной платформы: микросервисная архитектура

 

Интервью с Владимиром Туриным, системным архитектором направления «Здравоохранение».

- Владимир, Вы работаете в «Нетрике» с 2012 года. Расскажите, с чего начался интеграционный подход?

Как и многие другие крупные игроки рынка ИТ в здравоохранении «Нетрика» начинала с собственной МИС. В 2009-2012 годах у нас было собственное облачное решение для регистратур поликлиник. Уже тогда мы поняли, насколько сильно различаются даже базовые процессы внутри медицинских организаций. В поликлиниках ведение расписания было организовано совершенно по-разному, и сделать универсальное решение, которое устроило бы всех, не получилось.

В городе на тот момент уже было несколько работающих МИС других разработчиков, и мы создали интерфейс, который позволял записывать пациентов в медицинские организации через городские сервисы – портал записи и городской колцентр. Оказалось, что интегрироваться проще, и правильнее. Так начался путь «Нетрики» в области создания интеграционной шины.

- «Нетрика» одной из первых в России начала реализовывать интеграционные сервисы. С какими сложностями пришлось столкнуться на этом пути?

В 2012 году преимущества интеграционного подхода были далеко не так очевидны, как сегодня. Казалось, что облачная МИС – это быстрый и экономически оправданный путь информатизации. Он позволял быстро показать осязаемые результаты, однако мы понимали, что в будущем это – тупик. У интеграционной платформы не так много интерфейсов, как у обычной МИС. Концепция интеграции систем более сложна для понимания, а чтобы наладить взаимодействие с разработчиками на первом этапе нужно время.

- И всё же, почему МИС не может выполнять задачи интеграционной шины, например, с помощью специального интеграционного модуля?

У любого подхода есть сильные и слабые стороны, и разработчик, долгое время работая в предметной области нарабатывает в ней компетенции. У разработчиков МИС очень сильные компетенции в клинических процессах, которые требуют экспертных знаний и погружения. Интеграционные задачи имеют совсем другие цели и специфику.

- О каких именно задачах Вы говорите? Насколько часто они возникают?

В здравоохранении существует множество процессов, которые происходят «на стыке» информационных систем. Например, базовый процесс взаиморасчётов с ТФОМС. В каждом регионе используются разные программные средства, в которые требуется передавать данные из МИС. Локальные разработчики, имеющие длительный опыт взаимодействия с местным ТФОМС, могут хорошо и быстро решить такую задачу, то для крупной «монолитной» МИС поддерживать множество разнообразных механизмов интеграции – проблема.

Другой пример – вакцинация и льготное лекарственное обеспечение. Часто для автоматизации этих процессов используется специализированное ПО, которое надёжно работает. Заменять его на специализированный модуль МИС – рискованное и не вполне оправданное с точки зрения пользователей мероприятие.

Всё это – жизненно важные процессы здравоохранения, без которых не обходится ни один регион. По большому счёту, есть два варианта действий: либо устанавливать на уровне региона единую МИС, которая включает в себя все эти процессы, либо создавать инфраструктуру для обмена данными между информационными системами.

По первому пути пошла, например, Великобритания, однако со временем от идеи единой МИС для всех пришлось отказаться. Об этом очень интересно рассказывал Рик Смичи (Rik Smithies) на конференции ИТМ в 2016 году.

Второй путь – создание инфраструктуры для процессов здравоохранения. Он позволяет сохранить компетенции в тех областях, где МИС работают очень хорошо. Всё, что нужно – небольшое расширение функциональности: управление справочниками, безопасностью, обмен сообщениями, средства взаимодействия с внешними пользователями. Именно этим мы и занимаемся.

- Сегодня, когда важность интеграционных процессов в здравоохранении очевидна, а отличия РМИС от МИС закреплены в методрекомендациях Минздрава, в чём будущее интеграционной платформы «Нетрики»?

- Сейчас «N3.Здравоохранение» ориентирована на региональные процессы. Каждый модуль – это, по сути, готовый процесс. Многие задачи внутри процесса повторяются, каждый сервис может быть далее разделен на микросервисы. Из микросервисов, как из кубиков конструктора, может быть собрана очень гибкая система. Микросервисная архитектура – тренд последних лет в разработке, в том числе в вебе, и мы тоже движемся в этом направлении. В частности, уже разработанные модули, такие как «N3.Индекс пациентов» и «N3.Система управления доступом», были спроектированы с учётом этой философии.

В новой, микросервисной архитектуре важно, что все компоненты системы будут взаимодействовать между собой и с внешними системами по открытым стандартам. Это, во-первых, приведёт к высокой взаимозаменяемости компонентов. А во-вторых, мы сможем ещё лучше и проще интегрироваться с другими системами, гибко встраиваясь в те участки процессов, где сейчас есть пробелы. Например, Система управления доступом может прекрасно работать в связке с Active directory и ЕСИА, добавляя к уже существующим инструментам возможность создания и настройки политик доступа. Применять же эти политики будут другие модули, такие как, например, ИЭМК.

- В чём преимущества такой архитектуры? Какова её конечная цель?

Плюс в том, что можно максимально задействовать работающие компоненты. Вся система в целом станет более гибкой, и сможет «закрывать» узкие места без замены существующих систем.

В конечном счёте наша конечная цель – удобство и качество услуг для пациента. Пациент должен иметь возможность найти врача, а у врача должны быть все необходимые средства и информация, чтобы пациента грамотно лечить. С распространением электронных госуслуг человек привыкает взаимодействовать с государством в электронном виде, и ожидает такого же доступа к медицинской информации, как и в других отраслях.

Наша миссия – создать такую программную инфраструктуру, которая повышала бы открытость, управляемость и эффективность системы здравоохранения для всех её участников: пациентов, врачей и управленцев.

- Спасибо за рассказ! Желаем успехов!

Интервью проводила Мария Оленникова.