31 / 03 / 2020
  • Публикации
  • События

Как стандарт HL7 FHIR® и открытые API помогают в организации телемедицинских консультаций в Австралии

 

Комментарий редактора

Пандемия коронавируса COVID – беспрецедентная ситуация для систем здравоохранения во всём мире. Ситуация требует поиска новых подходов, быстрого принятия решений и эффективных действий. Телемедицина – одна из отраслей цифрового здравоохранения, которая поможет всем сторонам: медицинский персонал сможет уменьшить число контактов с заболевшими; а те, кто находится в группах риска, смогут поддерживать связь с лечащим врачом, не выходя из дома. Однако быстро внедрить телемедицинскую систему в государственных масштабах – непростая задача даже для стран, давно вставших на путь цифровизации.

Директор по продукту HL7 FHIR Грэм Грив сумел в короткие сроки собрать команду разработчиков- волонтёров, которые написали приложение для быстрой интеграции МИС врачей общей практики с системами SMS-оповещения и видеоконференцсвязи. В результате получился продукт, удовлетворяющий требованиям минимально необходимой функциональности (MPV), который уже через 10 дней начал тестироваться на реальных пациентах.

Перевод

ClinicArrivals - помощь австралийским терапевтам в борьбе с Covid-19

Опубликовано 29 марта 2020 года

Автор Grahame Grieve

Оригинал текста доступен по ссылке

Пару недель назад ко мне обратился Натан Пинскьер (Nathan Pinskier), председатель комитета по развитию цифрового здравоохранения Королевского австралийского колледжа врачей общей практики. Он был обеспокоен тем, какое влияние оказывает распространение коронавируса COVID-19 на австралийских врачей общей практики.

По итогам беседы мы выяснили, что перед врачами стоят две острые проблемы:

  • Для предотвращения распространения инфекции нужно максимально снизить время нахождения пациента в зоне ожидания – задача безотлагательная и крайне важная.
  • Необходимо быстро адаптироваться к переводу пациентов на телемедицинские консультации.

Ещё две недели назад действовал запрет на использование ТМ врачами общей практики. Сегодня ситуация прямо противоположная – врачей призывают как можно чаще использовать телемедицинские консультации и переводить больше пациентов в удалённый формат.

В такие сжатые сроки невозможно создать телемедицинскую систему и встроить её рабочий процесс. На рынке есть хорошие решения для телемедицины, но они не интегрированы с ИС, которыми сейчас пользуются врачи общей практики. Как следствие, врачи пытаются использовать Skype и WhatsApp, а с точки зрения рабочих процессов это катастрофа (попробуйте, к примеру, быстро получить skype id).

Что может помочь? Нам нужна система, которая не требует от пациента усилий по установке и настройке, доступна с любых устройств и может быть встроена в существующие рабочие процессы. Она должна быть доступна прямо сейчас, без необходимости замены программного обеспечения всех врачей общей практики в Австралии.

Выход из ситуации мы нашли вместе с Бреттом Эслером из компании Оридаши. С помощью библиотеки FHIR Access Library мы получаем доступ к МИС, которую используют врачи общей практики. Всем пациентам, которые ожидают приёма, система рассылает SMS с предложением заменить очный визит в клинику на телемедицинскую консультацию. Если пациент принимает предложение, система переключается на видеозвонок. Если пациент не согласен на удалённую консультацию, система просит пациента сообщить с помощью SMS о том, что он прибыл в клинику и ожидает приёма в машине на парковке. Систему мы планировали разместить в открытом доступе для всех желающих как программное обеспечение с открытым кодом.

Сегодня я рад сообщить, что приложение ClinicArrivals доступно для тестирования.

Конечно, я не работал над системой в одиночку. Огромный вклад внесли волонтёры – фактически, бросили всё и пожертвовали своим личным временем, чтобы разработать это приложение. […] (*список волонтёров – разработчиков – по ссылке в оригинальном материале)

Для интеграции видеоконференций мы рассматривали несколько сервисов. Основным требованием к сервису было отсутствие необходимости дополнительно устанавливать программное обеспечение или регистрироваться, то есть минимизация временных затрат врача и пациента при работе с приложением. Также нам была необходима возможность интеграции через RESTful API.

В итоге мы нашли только два решения для видеоконференций с открытым исходным кодом:

  • Jitsi - отличный сервис видеоконференцсвязи, которым моя семья пользуется сейчас, пока мы сидим дома.
  • OpenVidu - еще одно очень гибкое решение для видеоконференций.

Мы выбрали Openvidu, потому что он требует минимальных усилий от пациента и имеет простой в использовании RESTful API. К сожалению, сервис требует настройки сервера, и это не простой процесс (хотя разработчики уже работают над этим), и не поддерживает IE или Edge. На данный момент, пока мы думаем, как можно упростить настройку, я предоставляю сервер видеоконференций как бесплатную услугу.

Предстоит еще многое сделать, но приложение, похоже, уже достигло этапа MVP – минимально необходимой функциональности. Созданное всего за 10 дней, сегодня оно уже проходит тестирование на реальных пациентах.

Большое спасибо всем, кто помог с этим процессом. Надеюсь, приложение внесёт свой вклад в нашу общую борьбу с вирусом.

P.S.: К чему это приведёт в долгосрочной перспективе? Поскольку это ПО с открытым исходным кодом, я надеюсь, что поставщики МИС воспользуются предложенным нами подходом и интегрируют его в свои продукты – и тем самым улучшат и в итоге заменят нашу разработку.

P.P.S: Ситуация ещё раз подчёркивает особую важность API. Наш сервис связал с помощью RESTful API МИС, сервисы SMS и видеоконференций. API важны, потому что они создают гибкую экосистему, способную быстро реагировать на новые потребности. Очевидно, что в долгосрочной перспективе правительствам будет необходимо настаивать на поддержке API медицинскими информационными системами.