Уже создаются информационные системы, которые реализуют риск-ориентированный подход. Работают они следующим образом. Для начала формируется список образовательных организаций, после чего в открытом дискуссионном режиме собираются показатели, на основе которых будет проводится анализ. Это могут быть результаты экзаменов, количество медалистов, родительские и детские оценки, финансовое состояние заведения или любые другие данные, которые возможно подсчитать. Все эти показатели применяют к каждой школе.
Дальше система автоматически проводит кластерный и факторный анализ, на основе которых рассчитывают те самые риски. В итоге, образовательные организации относят к категориям, и если какой-то школе действительно нужна помощь или проверка, то на неё точно обратят внимание. Напротив, успешную лишний раз проверять не будут: если учителя справляются с задачами, а ученики и их родители всем довольны, то и мешать им не надо – такой подход хирургически аккуратен.
Применение подобных аналитических систем позволит выявить, какие параметры и факторы могут оказаться ключевыми. То есть, какие характеристики учебного процесса или обеспеченности школы влияют на образовательный результат в первую очередь, а какие не так важны. Большой пул актуальных данных – огромное поле для исследований и достаточная доказательная база для ответов на вопрос: «Что больше влияет на результаты обучения, образование педагогов в школе, возраст компьютеров или количество детей в классе?». Такая методика облегчит поиск проблем: имея все данные на все уровнях, можно достоверно сделать вывод, школа виновата в низкой успеваемости, район или, может быть, это был просто сложный экзамен и общий показатель вышел низким? И уже станет понятно, как дальше совершенствовать систему образования.
Оценка рисков — залог прозрачности
Другое преимущество риск-ориентированного подхода в том, что имея все данные в «одном окне», учитель сможет сформировать индивидуальную программу для каждого ученика. Раньше преподавателю для этого нужно было рассчитывать только на свою память и ощущение, а программа была единой. Теперь цифровой подход принесёт с собой некую «демократизацию» и комфорт для обеих сторон образовательного процесса.
Кроме того, в этой единой базе данных будут доступны сведения об инвентаре школ – учебниках, книжном фонде, технических средствах и так далее. Информация о тестах, экзаменах и аттестации тоже будет появляться и храниться онлайн – это упростит работу с ней как ученикам (особенно – выпускникам), так и приёмным комиссиям вузов и средних профессиональных училищ. Оценка коснется и работы педагогов. Система поможет контролировать их квалификацию в открытом для надзорных органов режиме.
Каковы альтернативы?
Риск-ориентированному подходу можно противопоставить так называемое «образование высоких достижений», когда несколько наиболее перспективных, образцово-показательных школ показывают впечатляющие результаты, а остальные «перебиваются», чем могут. Проблема в том, что как бы хороши ни были несколько лучших школ, на всю систему образования в целом это мало влияет. Риск-ориентированный подход позволяет расходовать имеющиеся ресурсы на вытягивание «худших», благодаря чему вся система становится более эффективной.
Риск-ориентированный подход вкупе с IT-решениями могут изменить многое в образовании. Родители получат возможность увидеть все характеристики школы, выбирая место учёбы для ребёнка, а надзорные органы смогут реагировать на действительно существующие проблемы, не создавая трудностей успешным учебным заведениям. Этот подход уже внедряется в некоторых регионах — например, в Петербурге. Движущая сила его внедрения – приоритетная программа реформы контрольно-надзорной деятельности, проходящая в РФ с конца 2016 года и запланированная до конца 2025 года.
Автор: Михаил Кузнецов, директор компании «Петербургский ИВЦ» (ГК «Нетрика»)