25 / 10 / 2021
  • Публикации
  • События

Профиль как услуга. Государство улучшает электронный документооборот между гражданами и организациями

 

Минцифры опубликовало «Сценарии использования инфраструктуры цифрового профиля». Они будут применяться в рамках госэксперимента по повышению эффективности электронного документооборота между физлицами, банками и госучреждениями. Эксперты отмечают, что необходимо тщательно продумать вопросы обеспечения целостности и качества данных.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Инфраструктура цифрового профиля (ЦП) строится на основе единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Одна из основных функций ЦП – предоставление сведений о человеке из этой системы другим платформам, которые сотрудничают с ЕСИА, говорится в документе Минцифры. В этом случае взаимодействие происходит только при наличии согласия пользователя на предоставление данных. Подтверждение может пройти двумя способами: онлайн и офлайн.

Применение профиля предполагает:

  • запрос согласий пользователя для доступа к их сведениям;
  • получение информационными системами участников эксперимента данных из регистров, хранимых в цифровом профиле;
  • уведомление об изменениях в них.

Эксперимент по тестированию цифрового профиля с юридически значимыми сведениями о россиянах, проводится в РФ с 1 июля 2019 года. Власти планируют оптимизировать обмен сведениями в электронной форме между физлицами, банками и госорганами с помощью компонентов создаваемой в стране национальной системы управления данными (НСУД) и ЕСИА. Эксперимент продлится до конца 2021 года.

Эксперт ГК «Нетрика» по цифровой трансформации Алексей Барышкин пояснил RSpectr, что

ПОД ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ПОНИМАЕТСЯ СОВОКУПНОСТЬ ГИСОВ И СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ЦП ГРАЖДАН

Документ имеет техническую направленность, отметил эксперт.

Алексей Барышкин, «Нетрика»:

– По сути, это инструкция о некоторых режимах работы с одним из вариантов цифрового профиля. Создание и утверждение такого регламента на государственном уровне, говорит о том, что ведется реальная работа над реализацией эксперимента по повышению качества и связности данных в ГИСах.

Он отметил, что

СЦЕНАРИИ – ЭТО МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВСЕЙ ЭКОСИСТЕМЫ ЦП ГРАЖДАН, СОЗДАВАЕМОЙ ГОСУДАРСТВОМ

Несмотря на общесистемный характер сценариев, набор и структура данных выбранного варианта цифрового профиля сильно «заточены» под сервисы кредитных организаций, говорит эксперт.

РАЗЛОЖИТЬ ПО ПОЛОЧКАМ

В утвержденном документе, по мнению А.Барышкина, есть одна коллизия: «Понятие ЦП в целом отождествляется с цифровым профилем гражданина для использования в конкретных информационных системах, а именно – во всех ГИС. Очевидно, что эти понятия нетождественны – ЦП может соотноситься и не с гражданами, и не с ГИСами: можно вспомнить профили пользователей соцсетей. Более того, цифровым профилем могут обладать и любые материальные объекты – например, земельные участки или транспортные средства».

В связи с этим, по мнению эксперта, нужно стандартизировать и нормативно закрепить понятия, связанные с ЦП: их структурой, составом, иерархией и режимом использования. А.Барышкин отметил, что очень важной и срочной является задача по формированию нормативной базы, регулирующей правоотношения, которые касаются принадлежности профилей и прав на них. Он обращает внимание, что «без таких нормативно-правовых актов сложно, в частности, представить полноценную работу с одним из сценариев, обозначенных в документе: "Запрос согласий пользователей для доступа к их сведениям”».

Директор по продуктам и технологиям Группы Т1 Александр Рожков сказал RSpectr, что сейчас представленный Минцифры документ носит сугубо технический характер: все описано на уровне протоколов обмена данными, регламентов взаимодействия участвующих сторон.

По оценке эксперта,

ЦЕЛЕСООБРАЗНО ДОРАБОТАТЬ СЦЕНАРИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОЖИДАЕМОГО ЭФФЕКТА И РАЗЪЯСНИТЬ, КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОНИ ПРИНЕСУТ УЧАСТНИКАМ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ – КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, БАНКУ РОССИИ И ГРАЖДАНАМ

Александр Рожков, Группы Т1:

– Необходимо уточнить, как пользователи смогут ограничивать доступ к своим данным – через личный кабинет, мобильное приложение или другим способом. Важно понять, каким образом будет осуществляться актуализация данных ЦП из разных источников. Отдельное внимание следует уделить вопросам обмена данными через API-интерфейсы, обеспечения надежности хранения и безопасности данных цифрового профиля.

Потенциал использования ЦП в различных сферах достаточно широк, отмечает эксперт. Это могут быть: госуслуги; здравоохранение; образование; общественный транспорт и многое другое.

«Поскольку отдельные фрагменты данных цифрового профиля будут храниться в различных ведомственных информсистемах, необходимо тщательно продумать вопросы обеспечения целостности и качества данных, управления мастер-данными, координации усилий в рамках существующих и планируемых смежных инициатив. К ним относятся цифровой профиль юридического лица, туриста, НСУД, электронный паспорт и другие», – говорит А.Рожков.

По мнению эксперта, технологии и сценарии использования ЦП должны быть включены в закон о регуляторных «цифровых песочницах». Он также отметил, что

НЕОБХОДИМО ПРОРАБОТАТЬ ВОПРОС АККРЕДИТАЦИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ ИМЕТЬ ДОСТУП К ЦП ИЛИ К ЕГО ОТКРЫТОМУ КОНТУРУ

Сюда относятся госорганы, кредитные и туристические организации, операторы связи, интернет-сервисы, FinTech-стартапы и так далее.

Пока сценарии Минцифры носят рекомендательный характер, отмечает эксперт. По его словам, если они будут применяться в массовом порядке, не исключено, что Банк России предпримет дополнительные шаги по созданию унифицированных платформенных сервисов и будет мотивировать банки к распространению этих сервисов, как это случилось, например, с Системой быстрых платежей. Коммерческим банкам цифровой профиль и идентификация через ЕСИА интересны с точки зрения диверсификации бизнеса в рамках цепочки услуг G2B2C (государство-бизнес-потребитель), считает А.Рожков.

Источник: RSpectr

Изображения: RSpectr, Adobe Stock