20 / 09 / 2021
  • Публикации

Сайты госучреждений региона: от хаотичного роста к упорядоченной системе

 

В России создано множество порталов государственных органов и подведомственных учреждений. Их количество продолжает расти, поэтому региональным властям все сложнее в них ориентироваться и, как результат, проводить целостную государственную политику по управлению информационным пространством региона. Гражданам также далеко не всегда удается использовать официальные интернет-ресурсы органов власти для решения своих вопросов. Выходом из ситуации может быть создание каталогов госпорталов. Об их разработке, потенциальных возможностях и особенностях рассказала Анастасия Гайдукова, менеджер по работе с ключевыми клиентами ГК «Нетрика».

Государственные порталы часто совсем не похожи друг на друга, и жители порой не могут понять, что попали на официальный интернет-ресурс. Это набор разрозненных сайтов, не имеющий понятной структуры. Время от времени некоторые из них даже бывают недоступны – из-за потери домена, проблем с хостингом или взлома. Кроме того, статистику посещаемости, которая помогла бы оценить властям региона востребованность государственных порталов, зачастую не найти. В результате госсайты не всегда помогают гражданам решить насущные вопросы, доверие к ним небольшое, а посещаемость довольно низкая.

Как можно исправить ситуацию? Во-первых, нужно грамотно подходить к созданию и развитию государственных порталов (этой теме посвящена наша статья в Comnews). Во-вторых, объединять информационные ресурсы органов государственной власти и госучреждений региона в едином информационном пространстве, в котором удобно ориентироваться. С этой задачей могут помочь справиться структурированные каталоги госсайтов. Расскажу о них подробнее.

В чем суть и основные особенности

Каталоги государственных информационных ресурсов объединяют в себе порталы региональных органов власти либо органов местного самоуправления, а также подведомственных учреждений. Как правило, они достаточно функциональны и очень информативны.

Среди функциональных особенностей каталогов государственных информационных ресурсов регионов – наличие единой точки доступа и сквозной поиск по всем сайтам госорганов и подведомственных учреждений. Такой поиск дает возможность пользователям видеть в результатах выдачи только релевантные ресурсы, а руководству региона – отслеживать по поисковым запросам информацию, интересующую граждан. По статистике посещаемости, представленной в каталогах, можно судить о посещаемости госпорталов.

Единый виджет, который появляется у госсайтов при включении в каталог, позволяет пользователям убедиться, что перед ними государственные ресурсы. Добавить же портал в каталог можно только тогда, когда заявка на его включение согласована уполномоченными специалистами. В ходе согласования заявки, в частности, сайт проверяют на принадлежность к государственному информационному ресурсу, соответствие требованиям законодательства, обозначенной заявителем тематике каталога, а также задают ему при необходимости уточняющие вопросы.

Замечу, что в виджет можно также встроить любые блоки, которые нужны жителям региона. Он может помочь жителям сориентироваться в самом каталоге и перейти на другие государственные сайты, в том числе не включенные в каталог. Органы власти региона с его помощью могут донести до населения любую важную информацию. Например, можно организовать оповещения о чрезвычайных ситуациях в режиме реального времени на всех сайтах каталога, переход к государственным сервисам для граждан или информирование о голосовании.

Каталоги государственных порталов регионов могут также включать в себя специальные конструкторы сайтов. Такие решения помогут многим госструктурам, порталы которых сильно устарели и требуют замены. Подойдут они, в первую очередь, тем государственным организациям, которые пока вовсе не имеют официальных сайтов, а также муниципальным органам и государственным учреждениям и организациям, испытывающим недостаток финансирования на создание и обслуживание собственных сайтов.

Использование таких конструкторов помогает повысить качество порталов, стандартизировать их, что, в свою очередь, позволяет упорядочить и унифицировать представленные там официальные данные. Кроме того, конструкторы значительно сокращают затраты на разработку госсайтов, их сопровождение и модернизацию, улучшают контроль за безопасностью и дают возможность централизованной модерации информации. При этом при помощи конструкторов можно создавать госпорталы, предусматривающие самые разные варианты размещения контента – в зависимости от особенностей того или иного госоргана, госучреждения.

Яркий пример существующего каталога государственных порталов – Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, разработанная ГК «Нетрика». Сегодня каталог аккумулирует в себе информацию о более чем 2 тыс. госпорталов с суммарной посещаемостью более 150 тыс. пользователей в день. Все порталы классифицированы по тематике и географическому расположению владельцев. У пользователей есть доступ к актуальной информации о деятельности государственных организаций Санкт-Петербурга, в результате чего она получает большее распространение.

Кроме того, каталог располагает объективной статистикой о востребованности государственных порталов города. Он хорошо структурирован, на нем простой и быстрый поиск, есть конструктор сайтов – благодаря этому информационные ресурсы органов власти и государственных учреждений привлекают к себе новых пользователей.

Другой наглядный пример каталога госпорталов – Единая поисково-навигационная система «Госбар», разработчиком которой также выступила ГК «Нетрика». Каталог предоставляет возможность быстрой навигации между 188 сайтами более 90 государственных организаций, а также поиска информации на порталах органов власти различного уровня. Он интегрирован с Федеральным реестром государственных и муниципальных услуг и федеральным порталом Госуслуг. Виджет каталога размещается на всех включенных в него ресурсах.

Секрет успешной разработки и развития

Процесс подачи заявки на добавление порталов в каталог и сам процесс их включения должны быть максимально простыми и понятными, так как заявители могут обладать разным уровнем цифровой и компьютерной грамотности. Интеграция виджета должна быть универсальной, то есть учитывать особенности даже тех порталов, которые основаны на устаревших технологиях.

При разработке каталог следует обеспечить алгоритмами периодической проверки доступности порталов по указанному адресу, а также соответствия их контента тому, который они содержали при включении в каталог. Это необходимо в том числе для того, чтобы исключить ситуации, когда отсутствие платы за хостинг или его технический сбой привели к отображению в каталоге вместо проверенного сайта государственной организации портала с совершенно другим содержанием – к примеру, интернет-магазина запчастей для автомобилей. Также можно автоматически проверять сайт на наличие рекламы или запрещенного контента.

Сам каталог ресурсов для удобства пользователей целесообразно структурировать по территориальному признаку. Это облегчит, например, нахождение порталов органов местного самоуправления и государственных организаций: школ, больниц, учреждений культуры и т.п. Также следует структурировать каталог по тематике: поместить в одном разделе, допустим, сайты, связанные со здравоохранением и медициной, в другом – с образованием, в третьем – имеющие отношение к строительству и архитектуре. Сервисы можно выделить отдельно, чтобы у граждан всегда был быстрый доступ к получению нужных им услуг.

Помимо того, полезно предусмотреть механизмы выдачи сайтам каталога доменных имен в единой доменной зоне, однозначно идентифицируемой с государственными информационными ресурсами региона, если такое доменное имя у организации отсутствует. Механизмы и правила формирования и присвоения доменных имен в таком случае необходимо обозначить в регламенте ведения каталога. Также важно определить технических специалистов, ответственных за рассмотрение заявок на получение доменного имени, и прописать для них и владельцев сайта понятный алгоритм действий. Процесс выдачи доменов должен быть как можно более простым и универсальным, так как хостинг порталов у различных провайдеров имеет свои особенности.

Также необходимо провести ряд организационных мер. В первую очередь – определить ответственных за ведение каталога на каждом его уровне, далее сформировать регламент по его ведению и включению в него сайтов, а также разработать и утвердить необходимую для его работы нормативно-правовую документацию. Для ввода в действие каталога следует направить официальные письма в региональные органы власти, органы местного самоуправления, учреждения госсектора региона о необходимости назначить ответственных за ведение каталога от организации, дальнейших действиях по наполнению каталога и сроках их выполнения.

Еще пару слов о конструкторах

Отдельно скажу про конструкторы госсайтов, которые желательно интегрировать в каталоги. Процедуру запроса и получения доступа к ним, включая определение ответственных за согласование заявки, выдачу доступа и администрирование, следует прописать как можно яснее.

Конструкторы должны помогать создавать такие порталы, которые соответствовали бы требованиям федерального и регионального законодательства, в частности, обладали бы версией для слабовидящих. Также важно, чтобы инструмент обеспечивал возможности: выбора цветовой и/или стилевой темы оформления, которая больше подходит конкретной организации, настройки блоков на главной странице, структуры сайта с разным количеством страниц и уровней меню. Еще одна обязательная опция – возможность создания разделов с контентом разного типа: новостями, анонсами мероприятий, статьями и другими медиа-материалами, документами различных форматов с разным набором атрибутов, опросами, анкетами, графиками, картами.

Кроме того, порталы, создаваемые на базе конструктора, должны иметь простую административную панель и расширенные, но простые в использовании инструменты редактирования информации. Следует предусмотреть наличие возможностей для сбора обратной связи от пользователей, использования геосервисов, интеграции с важными региональными сервисами, социальными сетями, адаптации под мобильные устройства.

Обращу внимание, что конструктор остается полезным и после создания с его помощью сайта: он упрощает процесс технического сопровождения порталов, что поможет значительно сократить затраты их владельцам и региону в целом. Также желательно предпринять меры для защищенного хостинга – разместить конструктор на мощностях регионального или городского центра обработки данных.

***

Таким образом, при грамотной разработке и постоянном развитии каталоги государственных информационных ресурсов регионов могут значительно облегчить их использование и управление региональным и отраслевым органам власти и государственным учреждениям, а также повысить их популярность у граждан. Более востребованы будут и региональные сервисы, время и стоимость их продвижения сократятся — все это поможет региону увеличить долю услуг, оказываемых в электронном виде. При этом, совокупная стоимость развития и сопровождения всей системы официальных интернет-ресурсов госсектора региона будет сокращаться, тем самым положительно влияя на эффективность расходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Источник: https://vc.ru/netrika/294886-sayty-gosuchrezhdeniy-regiona-ot-haotichnogo-rosta-k-uporyadochennoy-sisteme